Эмиль галле почему известен
Перейти к содержимому

Эмиль галле почему известен

  • автор:

Эмиль галле почему известен

Автор: редакционная статья

Природа в стекле Эмиля Галле

Вы наверняка слышали про стекло Галле, если посещали какой-либо из крупных музеев мира.

Французский художник Эмиль Галле является уроженцем Лотарингии, потому, можно предположить, что его любовь к стеклу не случайна. Продукция этого региона была хорошо известна по всей Европе и успешно соперничала со знаменитым венецианским стеклом.

Возглавив в середине семидесятых годов XIX века торговый дом Галле-Рейнемер — семейное предприятие родителей, выпускавшее зеркала, изделия из стекла и керамики, — Эмиль Галле проводил эксперименты с технологией эмалевых красок, в результате чего традиционная роспись цветными непрозрачными эмалями приобрела новое звучание.

Всемирную славу Эмилю Галле и его знаменитому стилю создали непревзойденные вазы. Он первым начал примешивать к стеклянной массе окислы металлов, прокладывать между слоями металлическую фольгу, добавлять к технике сложного многопланового травления технику маркетри (сейчас эта техника называется фьюзинг). Из разноцветных кусочков стекла собирается картина, и после воздействия высоких температур эти кусочки спекаются, создавая единое целое. В результате получается изящное кружево черно-белых витражей.

Последователи стиля Галле работают и в наши дни, создавая современные вещи по самым интересным образцам в технике, максимально приближенной к тому, что изобрел в свое время французский мастер.

Помимо ваз, также хочется отметить его замечательные фаянсовые фигурки животных. в частности котов.

Некоторые из произведений Галле представлены на фотографиях ниже.

Публикуется с разрешения А.В. Пилюшенко и группы ПОДАРКИ. АНТИКВАРИАТ И ВИНТАЖ. в facebook.

Биография

Французский дизайнер, представитель стиля модерн, реформатор художественного стекла.

Французский дизайнер, представитель стиля модерн, реформатор художественного стекла.

Э. Галле родился в Нанси 8 мая 1846 года; он был сыном Ш. Галле-Рейнемера, видного предпринимателя, производившего художественное стекло и керамику. Занимался рисованием и стеклоделием, а также ботаникой, минералогией и философией в училищах Веймара (1862—1866), работал на предприятии отца в Сен-Клемане близ Нанси (с 1865 и после 1867) и стекольной фабрике в Мейзентале (Эльзас; 1866—1867). После смерти отца в 1874 году возглавил семейное дело и завел собственную мастерскую. Испытал влияние исламского, китайского и японского декоративного искусства.Начиная с дебюта на Парижской всемирной выставке 1878 Эмиль Галле завоевал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма. Пользовался техникой «лунного света» (clair-de-lune; подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых. С 1884 года он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Франсуа Вийона, Шарля Бодлера, Стефана Малларме, Поля Верлена и других поэтов.Emile Gall С конца 1880-х годов занимался производством мебели, примечательной не только своими формами (повторяющими традиционный рокайльный дизайн), но и причудливыми резьбой и вставками из экзотических пород дерева, жемчуга, отделочных и полудрагоценных камней. Любил вводить поэтические цитаты, получая в итоге «говорящую мебель» (meubles parlantes).Стеклопродукция его фирмы (вазы, светильники и др.) подразделялась на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и, наконец, уникальную — последнюю мастер изготовлял собственноручно. В 1901 по инициативе Галле был организован «Провинциальный альянс художественной промышленности» (позднее более известный как «Школа Нанси»).

Эмиль Галле фотография

Лучшие недели
Владимир Сафронов. Биография
Посетило:11174
Крис Эверт. Биография
Посетило:11378
В плену иллюзий
Посетило:35993

Эмиль галле почему известен

Эмиль Галле (1846-1904) – яркий представитель искусства модерна, художник, дизайнер, ювелир, ученый, новатор в изготовлении уникального многослойного художественного стекла, автор уникальных предметов мебели. Э. Галле был художником от природы, умел донести до зрителя удивительную красоту в бутоне лилии, во взмахе крыла стрекозы, в капельке воды, бегущей по стеблю цветка. Он знал философию искусства и наслаждался творческим процессом, который начинался с рисунка или эскиза растения, а заканчивался созданием вазы или мебельного комплекта. Эскизы Галле были настолько точны по рисунку и закончены по композиции, что воспринимались как полноценные произведения.

Э. Галле родился во Франции в Нанси в 1846, был одаренным ребенком, увлекался рисунком, живописью и естественными науками. Его отец — Шарль Галле-Рейнемера был владельцем мастерской в Сен-Клемане (недалеко от Нанси), в которой с XVIII века занималась изготовлением предметов интерьера, столового серебра, керамики и стекла.

Во второй половине XIX века в эпоху историзма мастера занимались росписью фарфора и стекла ретро стилей. Эмиль Галле работал и учился в этой мастерской, где как нельзя лучше можно было познать историю искусства разных эпох. Первый опыт Галле- мастера был в керамике. Он умело стилизовал рокайльные и классические элементы в своих работах, создавая художественные и утилитарные вещи. Среди работ этого перирда известен комплект — «Каминные часы и пара канделябров с фигурами львов». В этом произведении, немного архаичном и наивном по своему характеру, мы с трудом узнаем руку Галле.

Керамический период Галле был не долгим. Вскоре мысль о том что творчество должно приносить эстетическое наслаждение воплотилась в его уникальном искусстве стекла.

После смерти отца Эмиль унаследовал мастерскую и стал искать свой творческий путь. Он всегда предчувствоваль особенность своего призвания. С юности Галле проявлял живой интерес не только к изобразительному искусству, но к ботанике, минералогии, философии, что позволило ему яснее чувствовать натуру. Он был художником переломной эпохи, его новаторские идеи, его творческий потенциал нашли благодатное время.

В 1864 году в Гале окончил лицей в Нанси, потом два года учился в Веймаре, в училище Архитектуры и художественной промышленности. Затем он работал на предприятие «Бургун и Шверер и К» в Майзентале, где изучал технологию художественной обработки стекла. Познав основы этого дела, Галле усовершенствовал технологию производства, стал делать многослойное прессованное стекло.

Тот эффект, которого он добился, был потрясающим. Его эксперименты стали открытием, расширившим возможности для воплощения смелых художественных замыслов. Галле создавал уникальные произведения, соединяя между собой от двух до пяти слоев. Секрет его открытия имеет исторические корни. Традиция многослойного стекла была известна в древнем Китае. Именно в такой технике мастера изготавливали табакерки и шкатулки. Эмиль Галле оттолкнулся от этой традиции, приступив к собственному производству.

В мастерской отца в Сен-Клемане работали «по старинке», и имея стабильный доход, не думали о переменах. Но Галле — молодой, целеустремленный человек, начал свои эксперименты именно там. Его технология производства прессованного многослойного стекла стала ноу-хау не только для семейной мастерской, но и для всей Европы конца XIX века.

Фабрика в Майзентале взялась за производство идей Галле по его замечательным эскизам. В период 1860- 1894 на фабрике выпускали уникальные предметы интерьера небольшими сериями. Произведения дорабатывались Галле в его мастерской в Нанси. На работах ставили клеймо, авторскую подпись «E.GALLE».

После Всемирной художественной выставки в Париже, устроенной в 1878 году, о Галле как о выдающемся мастере заговорили все. Его имя за смелые дизайнерские новации получило мировую известность, а произведения стали истинным воплощением стиля Модерн.

В 1894 году Галле купил стекольное предприятие в Нанси, на улице Ла Гаренн. Его новая мастерская стала центром создания уникальных шедевров из стекла. Производство было поставлено со всей грамотностью делопроизводства, у которого было несколько направлений: серийное, мало серийное и эксклюзивное, тоесть — авторское.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Галле получил «Гран при» и золотую медаль, а так же был удостоен звания Командора Ордена Почётного легиона.

Природа в работах Галле — нетленна, она ликует, живет и радует глаз зрителей. Художник дал новую жизнь привычному, в декоративном искусстве, орнаменту. Растения, цветы и насекомые в работах Галле создают свою «пластику формы», преображают произведения традиционных объемов в художественное совершенство, которое воплощает единство природы и искусства.

Композиции его работ повторяли растительные формы. Светильники и чаши в виде бутонов, многослойные вазы с ассиметричными рельефными орнаментами в виде ягод, фруктов, цветов, стеблей или насекомых. Ранний период творчества Галле называется «прозрачным», когда он работал с бесцветным стеклом, обладающим легким оттенком топаза. Возможно, что именно из-за этого необычного оттенка ранее стекло мастера называли «стеклом лунного света».

В 1870-1880 годы были проведены плодотворные эксперименты Эмиля Галле с матовой живописью и многослойным стеклом, дающим богатую гамму оттенков. Оригинального художественного эффекта мастер добивался артистически сочетая несколько техник: рисунок тонкой кисточкой как основа, затем — цветные эмали, каждый слой, который обжигался отдельно. Иногда еще делали контур золотом, что усиливало декоративный эффект. Существовала так же техника росписи люстрированными красками, и травление поверхности вазы кислотами.

В последствие, для каждого мотива Галле выбирал свою технику, и каждое произведение было настоящим эксклюзивом. Особую изысканность произведениям Галле придавали цитаты из произведений знаменитых поэтов, гармонично вплетенных в растительный орнамент.

Любимыми цветами модерна были ирисы, лилии, орхидеи, гортензии, кувшинки, бутоны вьюна и другие. Даже изображение цветка чертополоха приобретало неповторимое художественное и символичное и звучание. Галле часто использовал этот мотив в своих работах, как символ терпения и выносливости. В произведениях художника самый заурядный мотив, например, изображение поганок, обыгрывался как что-то особенное и удивительно сказочное. Ведь в природе, по его мнению, нет ничего не красивого. Эстетика произведений Галле была близка философии китайского и японского искусства. Там, например, изображению летучих мышей придавалось особое значение. Летучие мыши на предметах прикладного искусства на Востоке символизировали счастье.

Мир насекомых был с любовью перенесен Эмилем Галле в его искусство, придавая ему неповторимый шарм.

Конфетница «Стрекоза» стала одним из шедевров творчества Эмиля Галле.

Особое место среди произведений мастера занимают вазы с пейзажными мотивами, некоторые из которых выполнены в почти монохромной гамме. Одним из самых известных произведений Э Галле, стала ваза «Роза Франции», один из вариантов которой находиться в коллекции Эрмитажа. Известно, что Николай II покупал ее в мастерской Нанси для украшения интерьеров дворца. Таким образом, коллекция произведений Галле попало в собрание главного музея России.

В начале 1870 –х годов Галле открыл мастерскую в Румынии. Румынская королева Елизавета покровительствовала Эмилю. Их связывали добрые, дружеские отношения и любовь к искусству. Она была известной поэтессой, хотя и печатала свои стихи под псевдонимом. Тонкие, чувственные натуры объединяла любовь к модерну, природе и поэзии. Королева приобретала произведения Галле для своей коллекции, а некоторые вазы Эмиль посвящал только ей. На одной из ваз выгравированы стихи Елизаветы, посвященные великому мастеру. Эмиль Галле был инициатором создания «Провинциального альянса художественной промышленности», который позднее стал знаменитой на весь мир «Школой Нанси». Галле объединил вокруг себя много талантливых мастеров разных профессий: художников, керамистов, дизайнеров, скульпторов, мебельных дел мастеров.

Талант Эмиля Гале был многогранен, он занимался стеклом, великолепно рисовал, делал эскизы мебели с изысканным декором. Эксклюзивная мебель Галле украшалась тонкой резьбой, перламутром, фрагментами панциря черепахи. Художественное решение произведений сочетало в себе рокайльные и растительные мотивы. Выразительными декоративными элементами служили фигурки стрекоз, бабочек, шмелей, блестяще обыгранных мастером в орнаменте. Наряду с традиционной техникой маркетри Галле использовал и свои новейшие технические разработки. Эмиль Галле ушел из жизни на пике своей творческой карьеры, выполнив свою главную художественную миссию.

Авторские произведения мастера хранятся во многих музеях и частных собраниях, они не перестают радовать наш глаз своим совершенством дизайна, и во все времена будут иметь огромную коллекционную ценность.

«Говорящие стёкла» Эмиля Галле: ваза «Смоковница»

В мировой истории художественного стеклоделия Эмиль Галле (1844 – 1904 гг.) является одной из ключевых фигур, без которой невозможно говорить о стекле эпохи модерн. Художник открывает новые эстетические возможности древнейшего материала, становится первооткрывателем, создателем и «проводником» новых форм и декоративных решений, воплощенных в новых технологиях. В его работах изысканная форма всегда заключает в себе глубокий символический смысл, «пробуждая идеи через воображение». Самым выразительным воплощением этого творческого кредо, несомненно, являются произведения, часть пластики и декора которых составляют цитаты любимых мастером поэтов: Ш. Бодлера, В. Гюго, М. Метерлинка. Э. Галле дал им название «Verreries parlantes» («Говорящие стекла»).

Ваза «Смоковница». Галле Эмиль. 1898 г.

Ваза «Смоковница» занимает особое место в этом ряду. Надпись, помещенная на предмете, гласит:

«Ибо все люди дети одного Отца. Они все те же слезы, исходящие из того же глаза».

Галле использовал цитату из стихотворения Виктора Гюго из сборника «Созерцания» («Les Contemplantions», 1854, Livre Premier, V).

Ваза декорирована изображением символа Христа, плодов и листьев смоковницы и слез, проливающихся снизу чаши. Символика этого декора восходит к евангельской притче о смоковнице:

«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите»

(Св. Евангелие от Матфея, глава 21).

Первый вариант вазы «Смоковница» был изготовлен для экспонирования на парижском Салоне 1898 года. Изображение этого произведения было помещено в журнале «Искусство и художественная промышленность» за 1899 год в качестве иллюстрации к статье Жака Сореза «Художественное движение во Франции». На изображении вполне отчетливо видно, что в первом варианте все вставки маркетри были тонко проработаны линеарной гравировкой и, возможно, слегка позолочены. По-видимому, экземпляр коллекции Государственного исторического музея представляет собою самый ранний повтор вазы. Наиболее известный вариант этого произведения, хранящийся в Musée de l’École de Nancy, был изготовлен в 1900 году и экспонировался на Всемирной выставке в Париже, где Э. Галле получил не только Гран-при, но и звание Командора Ордена Почётного легиона, что свидетельствует об абсолютном триумфе художника.

Эмиль Галле упоминает вазу «Смоковница» в знаменитом письме к Виктору Шампье о своем участии в Салоне, в котором декларированы основные постулаты своего творчества:

« Я настаиваю, будь то смешно или нет, на том, чтобы, … подобно художнику средневековья, который опирался на веру и идеи, …нанести на мои вазы тексты, и воспитывать моих покупателей этими надписями. Зачем отказывать декоратору в праве на либретто, которым может, не вызывая никаких возражений вдохновляться сочинитель музыки? Колокола, которые не доносят слов, прекрасных и серьезных, и не заставляют души трепетать, есть не что иное, как просто громкие звоны…

… смоковница роняет человеческие слезы в …чашу. «Ибо все люди дети одного отца. Это все те же слезы, исходящие из того же глаза». Кто говорит эти… слова? – Забытый Гюго. На его кубке из нашего ониксового стекла теплых расцветок я изобразил с болью и состраданием высокий знак Того, кто забыт еще в большей мере, и кто страдал и умер, чтобы обещать нам, что «Блаженны алчущие и жаждущие правды ради, ибо они насытятся». Вот, …мой дорогой друг, …для какого причастия я изготовил этот кубок, настолько огромный и глубокий, насколько это только возможно».

Автор — Смирнова Елена, заведующая отделом керамики и стекла

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *