Длина трассы кондиционера что это
Перейти к содержимому

Длина трассы кондиционера что это

  • автор:

Каким может быть расстояние между наружным и внутренним блоками кондиционера

Наружный и внутренний блоки кондиционера размещают на разном расстоянии друг от друга. От чего зависит этот параметр и насколько он критичен для климатических установок?

Как работает кондиционер

В кондиционере хладагент (фреон) циркулирует по замкнутой системе. Непрерывный процесс его перехода из одного агрегатного состояния в другое обеспечивает охлаждение воздуха в помещении. В газообразном состоянии фреон поглощает тепло, а в жидком – отдает. При этом конденсация хладагента происходит при высоких показателях давления и температуры, а кипение – при низких.

Схема работы кондиционера

Процесс происходит следующим образом.

В испарителе хладагент находится в парообразном состоянии. Его всасывает компрессор (участок 1-1) и сжимает до 15–25 атмосфер. В результате температура пара повышается до 70÷90 °С.

Из компрессора горячий пар направляется в конденсатор (участок 2-2), где охлаждается до температуры 10÷20 °С выше температуры атмосферного воздуха, конденсируется и превращается в жидкость.

Из конденсатора жидкий хладагент при высоком давлении и температуре попадает в регулятор потока. Здесь давление резко падает, небольшая часть жидкости испаряется, остальная попадает в испаритель (точка 4), где нагревается от воздуха в помещении, в котором установлен внутренний блок. Жидкость закипает и переходит в парообразное состояние. Далее процесс повторяется.

Что будет происходить в кондиционере при слишком короткой или, наоборот, слишком длинной протяженности фреоновой магистрали?

Короткая протяженность магистрали

Производители далеко не всегда указывают минимально допустимую протяженность фреоновой магистрали, но опытные монтажники рекомендуют делать ее не короче трех метров.

Дело в том, что при более короткой длине трассы фреон в испарителе может не успеть полностью перейти в газообразное состояние. Он продолжит кипеть в трубе магистрали, в жидком состоянии попадет в компрессор, что приведет к гидродинамическому удару. В результате поломаются клапаны и другие детали компрессора.

Есть несколько аргументов «против» магистралей короче трех метров:

Длинная протяженность магистрали

Изготовители указывают производительность своих кондиционеров и максимально допустимую протяженность фреоновой магистрали. Эти параметры тесно связаны: чем выше производительность по холоду, тем большей может быть длина трассы. Так, для моделей производительностью 2,5 кВт предельная протяженность магистрали не превышает 20 м, а для полупромышленных кондиционеров производительностью 8 кВт она может достигать 50 м.

При этом есть одна важная деталь: показатели производительности указывают для оптимальной длины магистрали – 7,5 м. При увеличении протяженности трассы цифры меняются.

Примером падения производительности могут выступить следующие показатели:

В замкнутой системе кондиционера при увеличении длины магистрали снижается давление в газовом и жидкостном трубопроводах. И оба эти явления дают негативный эффект.

В первом случае падает давление на входе в компрессор. В результате он захватывает хладагент меньшей плотности и его расход снижается. На выходе компрессор тоже выдает меньшее давление, вследствие чего падает температура конденсации, затем понижается температура испарения и обмерзает газовый трубопровод. Из-за этого компрессор может перегреться и выйти из строя.

При потере давления в жидкостном трубопроводе в хладагенте увеличивается доля газообразного фреона. И чем его больше, тем выше скорость движения хладагента по магистрали. А чем выше скорость движения фреона в магистрали, тем больше потеря давления. В результате процесс нарастает лавинообразно. Это можно увидеть на графике ниже.

График

Как видно, зависимость вовсе не линейная. Так, при длине магистрали 15 м потеря давления составит 400 Па. Если увеличить длину трассы в два раза – до 30 м, то потеря давления увеличится в 7 раз – до 2 800 Па. Поэтому увеличение длины магистрали кондиционер может не пережить.

Как можно нивелировать последствия удлинения магистрали

На практике нужно решить одну важную проблему: уменьшить потерю давления в трубопроводах. Для этого необходимо увеличить диаметр труб газовой магистрали, чтобы снизить скорость движения в них хладагента. Для расчетов можно воспользоваться формулой:

Формула падения давления

где ΔР – падение давления;

λ – коэффициент гидравлического трения;

d – диаметр трубопровода;

ρ – плотность хладагента;

V – скорость хладагента.

Из формулы видно, что, уменьшив скорость движения фреона в два раза, мы в 4 раза уменьшим потерю давления, а значит, во столько же раз можем увеличить длину магистрали. На практике цифры несколько скромнее и уменьшение скорости фреона в два раза приводит примерно к такому же уменьшению потерь давления.

Изменение производительности кондиционеров при изменении диаметра газового трубопровода можно проследить на следующем примере:

Максимальные перепады высот

С этим показателем все одновременно и проще, и сложнее. Проще, потому что производители всегда его указывают. А сложнее, потому что изменить его не получится.

Современные модели бытовых кондиционеров могут работать при перепаде высот между наружным и внутренним блоком до 5–10 м. Для полупромышленных кондиционеров этот показатель выше – до 15–20 м. Новейшие промышленные климатические системы типа VRV допускают перепад высоты между внутренним и наружным блоками почти до 90 метров.

Заключение

При установке кондиционеров логично придерживаться рекомендаций производителя по максимальной длине фреоновой магистрали и не делать ее короче трех метров. Искусственно увеличивать длину трубопровода можно только на горизонтальных участках за счет изменения диаметра газовых труб. Заявленный производителем перепад высот не удастся изменить в бо́льшую сторону.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо, что помогаете нам стать лучше!

hiconix.ru © 1995

Длина трассы кондиционера что это

2013-02-05 Компания МЭЛ

Логотип компании

Автор: Брух Сергей Викторович.Группа компаний «МЭЛ» — оптовый поставщик систем кондиционированияMitsubishiHeavyIndustries.www.mhi-systems.ru Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.Прежде чем рассматривать такую, казалось бы, простую тему, как максимальная длина трубопроводов кондиционера (открывай каталог производителя и смотри, какая там максимальная длина), я хочу задать один вопрос: а что такое ИНЖЕНЕР в нашей специальности? Тот, что смотрит в каталог и выдает то, что там написано? Но это может сделать и обычный менеджер, знаний гидравлики и термодинамики для этого не нужно. Наверное, инженер – это специалист, который видит немного глубже цифр каталога. Специалист, который может объяснить, откуда взялись эти цифры.Помню, был спор с уважаемым человеком, который в защиту каталогов сказал следующую фразу: «Если у меня на руках будет инструкция, как строить СИНИЙ домик, то КРАСНЫЙ домик я по ней построить не могу, т.к. это будет нарушение инструкции…»Так вот ИНЖЕНЕР, это наверно человек, который может построить «домик» любого цвета: понимая, что такое фундамент, несущие стены, перекрытия и кровля здания. Неважно, какой при этом у домика будет цвет. Сплит системы кондиционирования обладают одной важной характеристикой – максимальным расстоянием от наружного блока до внутреннего. Причем на реальных объектах этот параметр часто становится определяющим при выборе кондиционера. Чем больше производительность кондиционера по холоду – тем большую длину трассы кондиционера допускает производитель (таблица 1 на примере Mitsubishi Heavy Industries). Таблица 1.

Модель SRK20ZJ-S SRK25ZJ-S SRK35ZJ-S SRK50ZJ-S SRK63ZK-S SRK71ZK-S
Холод, кВт 2,0 2,5 3,5 5,0 6,3 7,1
Трубы, мм 6,35/9,52 6,35/9,52 6,35/9,52 6,35/12,7 6,35/15,88 6,35/15,88
Длина, м 15 15 15 25 30 30
Модель FDT60VNV FDT71VNV FDT100VNV FDT125VNV FDT140VNV
Холод, кВт 5,6 7,1 10,0 12,5 14,0
Трубы, мм 6,35/12,7 9,52/15,88 9,52/15,88 9,52/15,88 9,52/15,88
Длина, м 30 50 50 50 50

Для моделей 2 квт холода максимальная длина трассы для кондиционера составляет, как правило, 15 метров, а для полупромышленных моделей 7 квт и выше – до 50 метров. Для некоторых моделей длина трубопроводов может достигать 100 метров. Но часто забывают об одной важной детали – производительность кондиционера в каталогах указывается при стандартной длине трубопроводов 7,5 метров, а при максимальной длине производительность кондиционера будет меньше. Насколько меньше – посмотрим на эти таблицы: Таблица 2.Эквивалентная длина – длина прямого трубопровода, потери давления в котором такие же, как реальном (с местными сопротивлениями). В принципе потери мощности не большие — для 50-й модели при длине 30 метров (эквивалентной длины) потери при работе на холод составляют всего 3,4% мощности. С другой стороны для модели 140-й, потери для 50 метров длины составляют уже 17%. Теперь нужно обратить внимание на теорию. На рис. 1 изображен классический цикл фреона в контуре кондиционера. Причем прошу обратить внимание, что это цикл для ЛЮБЫХ систем на фреоне R410A, от производительности кондиционера или марки цикл не зависит. Начнем с точки D, с параметрами в которой (температура 75С, давление 27,2 бара) фреон попадает в конденсатор наружного блока. Фреон в данный момент – это перегретый газ, который сначала остывает до температуры насыщения (около 45С), затем начинает конденсироваться и в точке А, полностью переходит из газа в жидкость. Затем происходит переохлаждение жидкости до точки А’ (температура 40С). Считается, что оптимальная величина переохлаждения 5С. После теплообменника наружного блока хладагент поступает на устройство дросселирования (ТРВ либо капиллярка) и его параметры меняются до точки B (температура 5С, давление 9,3 бара). Причем важно, что после дросселирования в жидкостный трубопровод поступает именно смесь жидкости и газа. Чем больше величина переохлаждения фреона в конденсаторе, тем больше доля жидкого фреона поступает во внутренний блок, тем выше КПД кондиционера. В-С – процесс кипения фреона во внутреннем блоке с постоянной температурой около 5С, С-С’ – перегрев фреона до +10С. С’ – L – процесс всасывания фреона в компрессор и потери давления при этом. Аналогичный процесс D’ – M. L – M — процесс сжатия газообразного фреона в компрессоре с повышением давления и температуры. Рис. 1. Цикл фреона в холодильной машине на диаграмме I-lgP Параметры фреона R410A в узловых точках холодильного цикла

Точки Температура,°С Давление,
Бар
Плотность,
кг/м 3
C’ 10 9,30 34,9
C 5 9,30 35,9
D 75 27,2 88,5
A’ 40 27,2 978
А 45 27,2 947
B 5 9,30

Потери давления в системе зависят от скорости фреона V и гидравлической характеристики сети: Рекомендуемая скорость движения хладагента: Жидкостный трубопровод – 0,3-1,2 м/с Газовый трубопровод – 6-12 м/с Что будет происходить с кондиционером при увеличении гидравлической характеристики сети (вследствие повышенной длины или большого количества местных сопротивлений)? Повышенные потери давления в газовом трубопроводе приведут к падению давления на входе в компрессор. Компрессор будет захватывать хладагент меньшего давления и значит меньшей плотности. Расход хладагента упадет. На выходе компрессор будет выдавать меньшее давление и упадет температура конденсации. Пониженная температура конденсации приведет к пониженной температуре испарения и обмерзанию газового трубопровода. Если повышенные потери давления будут происходить на жидкостном трубопроводе, то процесс даже более интересный: Так как мы выяснили, что в жидкостном трубопроводе идет фреон в насыщенном состоянии, а точнее даже смесь жидкости и пузырьков газа, то любые потери давления будут приводить к небольшому вскипанию хладагента и увеличению доли газа. Увеличение доли газа будет приводить к резкому увеличению объема парогазовой смеси и увеличению скорости движения по жидкостному трубопроводу. Повышенная скорость движения снова будет вызывать повышенные потери давления и процесс будет «лавинообразный». Вот условный график удельных потерь давления в зависимости от скорости движения фреона в трубопроводе: Рис. 2. Потери давления фреона по длине трубопроводов. Его можно рассматривать и как график потерь давления по длине. Если, к примеру, потери давления при длине трубопроводов 15 метров составляют 400 Па, то при увеличении длины трубопроводов в два раза – до 30 метров, потери увеличиваются не в два раза до 800 Па, а 7 раз до 2800 Па. Поэтому простое увеличение длины трубопроводов в два раза относительно его стандартных длин фатально для кондиционера. Как правильно увеличивать длину трасс больше стандартно допустимых величин? Для этого нужно решить две проблемы: Проблема 1 – проблема повышенных потерь давления по длине в трубопроводах. Как мы выяснили, повышенные потери давления приводят к резкому снижению мощности кондиционера по холоду, уменьшению расхода фреона и перегреву компрессора. Что в свою очередь приведет к заклиниванию или сгоранию обмоток двигателя. Чтобы этого не происходило, мы должны уменьшить удельные потери давления путем уменьшения скорости движения в трубопроводах. Т.е. просто увеличить диаметры трубопроводов. Уменьшение скорости движения фреона в два раза уменьшает потери давления в 4 раза (формула 1) и соответственно во столько же раз позволяет увеличить длину трубопроводов. Чтобы проверить это на реальном оборудовании, давайте еще раз посмотрим на таблицу 2: потери мощности на холод для 71-й и 140-й моделей при длине 50 метров. 71-я модель коэффициент коррекции 0,94. Потери 6% 140-ямодель коэффициент коррекции 0,829. Потери 17,1% Значит, потери давления уменьшились 17,1/6=2,85 раза 140-я модель ровно в два раза мощнее 71-й, а трубопроводы там одинаковы (3/8 и 5/8). Поэтому скорость движения фреона ровно в два раза меньше. Потери давления, которые подчиняются квадратичной зависимости от скорости, должны быть около 36%. По факту меньше, т.к. точка отсчета идет не от 0 метров, а от 7,5 метров. То есть при уменьшении скорости фреона в два раза, потери давления также уменьшаются как минимум в два раза (на практике больше, чем в два). Теперь давайте посмотрим еще раз на таблицу 1:

Модель SRK20ZJ-S SRK25ZJ-S SRK35ZJ-S SRK50ZJ-S SRK63ZK-S SRK71ZK-S
Холод, кВт 2,0 2,5 3,5 5,0 6,3 7,1
Трубы, мм 6,35/9,52 6,35/9,52 6,35/9,52 6,35/12,7 6,35/15,88 6,35/15,88
Длина, м 15 15 15 25 30 30

Диаметр жидкостного трубопровода 6,35 мм работает как на системе мощностью 2,0 кВт, так и на системе 7,1 кВт. На модели 7 кВт длина труб может достигать 30 метров, значит, никаких критичных потерь давления при такой длине нет. Располагаемое давление компрессора, как мы уже выяснили, не зависит от мощности кондиционера. Поэтому одинаковые жидкостные трубопроводы для моделей от 2-х до 7-ми кВт объясняются отсутствием труб меньшего диаметра. Для моделей от 2-х до 5-ти кВт жидкостный трубопровод взят «с запасом». А вот диаметр газового трубопровода подобран ближе к реальным величинам, поэтому его сечение меняется от 9,52 мм до 15,88 мм. Учитывая все вышеизложенное, можно составить следующую таблицу: Таблица 3. Увеличение допустимой длины трубопроводов при изменении их диаметра.

Модель SRK20ZJ-S SRK25ZJ-S SRK35ZJ-S SRK50ZJ-S SRK63ZK-S SRK71ZK-S
Холод, кВт 2,0 2,5 3,5 5,0 6,3 7,1
Трубы, мм 6,35/12,7 6,35/12,7 6,35/12,7 9,52/15,88 9,52/15,88 9,52/15,88
Длина, м 40 40 40 50 60 60
Модель FDT60VNV FDT71VNV FDT100VNV FDT125VNV FDT140VNV
Холод, кВт 5,6 7,1 10,0 12,5 14,0
Трубы, мм 9,52/15,88 9,52/15,88 9,52/19,05 9,52/19,05 12,7/19,05
Длина, м 60 100 100 100 100

Потери мощности при указанной максимальной длине будут от 10% до 15%. Как следует из таблицы 2, потери мощности MHI допускаются до 20%. Таблица 4. Дозаправка фреона на 1 метр превышения длины жидкостного трубопровода:

6,35 мм 9,52 мм 12,7 мм
0,022 кг/м 0,059 кг/м 0,12 кг/м

Проблема 2 – возврат масла в компрессор. Увеличивая диаметр газового трубопровода, мы уменьшаем скорость движения хладагента, а значит может возникнуть эффект отделения масла и застаивание его в трубопроводах и «масляных ловушках». Чтобы этого не происходило, в некоторых наружных блоках MHI предусмотрены специальные устройства – маслоотделители. Рис. 3. Схема фреонового контура наружных блоков FDC200 (250)VS Таблица 5. Потери мощности наружных блоков 200 и 250 индекса при разных диаметрах газового трубопровода. Но на большинстве наружек маслоотделителей нет. С другой стороны проблема отделения масла была больше характерна для фреона R22. Во-первых, потому что вязкость минерального масла, применяемого с фреоном R22, больше, чем полиэфирного для фреона R410A. Во-вторых, плотность R410A выше, располагаемое давление выше, поэтому диаметры трубопроводов на 1-2 типоразмера меньше. В любом случае увеличение диаметра газовых трубопроводов допускается НА ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ УЧАСТКАХ. Т.е. на вертикальных участках трубопровода необходимо применять стандартный (каталожный) диаметр, а на горизонтальных можно переходить на диаметр большего сечения. Пример: В жилом комплексе г. Перми на каждом этаже здании выделены специальные помещения для наружных блоков кондиционеров. Но длина трубопроводов, которая возникает при этом, достигает 40 метров. Максимальная длина трассы бытовой сплит системы любого производителя максимум 25 метров. Однако в случае увеличения диаметра газового трубопровода до 1/2 длина трубопровода кондиционера может достигать 40 метров. Смонтирована бытовая модель SRK35ZJ-S. Участок возле наружного блока выполняется стандартным (1/4, 3/8), далее примерно на расстоянии 1 метр выполнен переход газовой трубы до диаметра ½ на пайке, и затем возле внутреннего блока обратный переход на 3/8. Жидкостная труба без изменений. Смонтировано уже более 10 кондиционеров по такой схеме. Самый первый более 2-х лет назад. Все кондиционеры работают нормально. Выводы.

  1. Увеличение максимальной длины трассы кондиционеров возможно при увеличении диаметра трубопроводов. Рекомендации для бренда Mitsubishi Heavy Industries приведены в таблице 3.
  2. Увеличение диаметра газового трубопровода возможно только на горизонтальных участках.

Необходимо при этом проводить дополнительную заправку хладагента на увеличенную длину жидкостного трубопровода согласно таблице 4.

Статьи / Кондиционеры

Расстояние между наружным и внутренним блоками кондиционера

22 июля 2011 —>

При размещении блоков сплит-системы желательно, чтобы длина межблочных коммуникаций не превышала 3 метров, иначе возрастет стоимость монтажа и снизится мощность кондиционера.

Межблочное расстояние имеет большое значение, как для стоимости установки кондиционера, так и для его срока службы. Это расстояние определяется длиной межблочных коммуникаций — медных труб и кабеля. В стандартную установку обычно включают 3-х метровую трассу — в большинстве случаев этого вполне достаточно. В принципе, максимальная длина трассы для бытовых кондиционеров составляет 15 — 20 метров (зависит от модели сплит-системы), однако использовать трассу такой длины не рекомендуется по ряду причин. Во-первых, существенно возрастает стоимость установки кондиционера, за каждый дополнительный метр коммуникаций, а если требуется штробление стены, то общая стоимость каждого дополнительного метра может ещё возрасти. Во-вторых, при увеличении длины трассы падает мощность кондиционера и возрастает нагрузка на компрессор. При размещении блоков сплит-системы необходимо также учитывать ограничения на перепад высот между внутренним и наружным блоком (обычно 7 — 10 метров).

Как ни странно, но слишком короткая трасса также может привести к проблемам. Фреоновые трубы, соединяющие внутренний и наружный блоки сплит-системы являются элементом холодильного контура, поэтому любое отклонение длины коммуникаций от расчетных 3 метров приведет к изменению параметров холодильного цикла. Даже если блоки сплит-системы расположены всего в 1 метре друг от друга, длина трассы должна составлять около 3 метров (ее излишек сворачивается в кольцо, которое прячется за наружным блоком). Заметим, что бюджетные кондиционеры более чувствительны к отклонению длины трассы от оптимального значения, поскольку имеют упрощенную систему контроля и управления.

Если же длина трассы превышает 15 — 20 метров то придется использовать не бытовой, а полупромышленный кондиционер. Например, полупромышленная серия настенных сплит-систем рассчитана на длину трассы до 30 метров с перепадом высот до 20 метров. А мультизональные VRV системы позволяют разносить блоки на 150 метров с 50-и метровым перепадом высот.

Минимальная длина трассы: мифы и реальность

В данной статье собраны воедино противоречивые мнения — все они по-своему убедительны, и одновременно противоречивы, имеют вполне логичные доводы, и увесистые контр-аргументы. Вопрос в том — насколько весомо и критично они влияют на конечный результат..
Приведены доводы ЗА и ПРОТИВ. Как известно, истина лежит где-то посередине..

МИНИМАЛЬНАЯ ДЛИНА ТРАССЫ — ТАК ЕСТЬ ОНА ИЛИ НЕТ?

Минимальная длина трубопровода существует, если производитель это оговаривает в инструкции по монтажу! Не ленимся заглядывать в инструкцию!

Каких негативных моментов опасаются СОЗНАТЕЛЬНЫЕ монтажники при получении короткой трассы 1..1,5 м:
• Передача вибраций от наружного блока к внутреннему
• Возможность гидроудара компрессора при определенных температурах при использовании
• Возможность обмерзания испарителя при определенных температурах, степени загрязнения либо скорости вращения фан-вентилятора

Насколько удалось собрать информации, у Fujitsu, например, это 3 метра для наружных блоков мощностью выше 5. 7 кВт. Для кондиционеров с мощностью ниже, а также инверторных, допускает 0 м (т.е. в инструкции попросту не указывается).

Panasonic в инструкции по монтажу на «7», «9», «12» указывает — допустимая длина трассы от 3 до 7 метров. В принципе, если смонтировать 290 см или 750, то это будет зацепка, чтоб в случае поломки фирменный сервисный центр мог отказать в гарантии.

LG, например, рекомендует для моделей от «7» до «24» минимальную трассу 4 метра и аргументирует это тем:
• Чтоб снизить скорость движения фреона в жидкостной трубе перед входом в испаритель
• Чтоб избежать передачи вибраций по трубам от наружного блока — к внутреннему.

Снизить скорость движения фреона в жидкостной трубе нужно для того, чтоб жидкий фреон, входя в испаритель, успевал полностью превратиться в газ (чтоб в испарителе значение перегрева было оптимальным) и тем самым исключалась возможность попадания жидкого фреона через линию всасывания в компрессор при определенных неблагоприятных условиях (например, когда прохладно в помещении).

К тому же, рассмотрим конструкцию испарителя обычного ОЕМ made in PRС.
Не секрет, что имеются некоторые моменты экономии — медь и алюминий дорогие + производители стараются, чтоб при сохраненной холодопроизводительности внутренний блок в интерьере занимал меньше места. Все видели кондиционеры 10..12 летней давности? можете сравнить размеры испарителей современых кондиционеров и тех гигантов из былых времен. Так вот, если измерить на калачах зону перегрева в «ужатом» испарителе в не сильно жаркую погоду, станет ясно, что при короткой трассе фреон не успевает снизить скорость и пролетает испаритель, как пуля, не успевая выкипеть там полностью, летит на всас компрессора, докипая по пути в газовой трубе и влагоотделителе. Поэтому лишние метры жидкостной трубы, это своего рода продолжение дросселя, призванное притормозить летящий со скоростью пули переохлажденный фреон и снять частичку его переохлаждения. Да, трубы одеты в теплоизоляцию, но абсолютной теплоизоляции нет, и некоторый теплообмен с окружающей средой все же имеет место, хотя при расчетах данным теплообменом пренебрегают в виду его малой величины. Как известно, важно не ДОКИПАНИЕ, а НАЧАЛО ИСПАРЕНИЯ, и получается, чем ближе дроссель (капиллярная трубка) к испарителю, тем весомее снижение скорости движения фреона.

Теперь рассмотрим, такой важный параметр как количество фреона.
Существует утверждение, что не так важна длина трассы, как количество фреона.
Чисто математически, если трасса меньше расчетной 5-ти метровой, то наружный блок фактически перезаправлен, т.к. жидкостная труба исходя из расчетной 5-ти метровой длины должна вмещать в себя определенный объем фреона. Получается, что при ее укорочении неизменившийся объем жидкого фреона (т.к. объемная производительность компрессора у старт-стопных моделей является неизменной жидкости – вещества несжимаемые) заполнит часть испарителя, тем самым уменьшив и так небольшую зону перегрева, фактически несколько приближая точку начала образования обмерзания. Получается, что при постоянном объеме жидкого фреона объем «сосуда» (холодильного трубопровода) уменьшен – отсюда вытекают последствия и их тяжесть определяется величиной этой перезаправленности.

Сколько лишнего фреона остается при укорочении трассы (например, трасса = 1,5 м, а блок заправлен на 5 м = 700 гр фреона), можно высчитать:

D внутр = 6,35-(0,76+0,76) = 4,83 мм
V фреона = π х Dвнутр²/4 х (5000 — Lтрассы реал.) = 3,14 х 23,3289/4 х 3500 = 64 гр

Т.е. перезаправка составляет около 10%. А если это будет не настенный сплит, а полупромышленный кондиционер, заправленный из расчета на 15 м трассу, а реально трасса будет 2 м, что тогда?

Не закапываясь в термодинамику и компрессионный цикл, можно сказать, что это не очень хорошо. Да, это не будет причиной мгновенной смерти компрессора, но и здоровья это ему точно не прибавит. При неблагоприятном стечении обстоятельств, а они бывают довольно часто (например, трасса короткая, а кондиционер эксплуатируется долгое время с грязным внутренним блоком, или с малой скоростью внутреннего вентилятора при не высокой температуре в помещении, или вдобавок еще и подобран с хорошим запасом холодопроизводительности), есть шанс, что не испарившийся в испарителе фреон в жидком состоянии устремится через линию всасывания в компрессор и спровоцирует гидроудар и, как следствие, клин компрессора.

Вывод – при аномально короткой трассе повышается вероятность резкого сокращения ресурса вплоть до выхода кондиционера из строя! Это относится к системам с капиллярной трубкой в качестве дросселирующего элемента, к системам с электронным регулирующим вентилем (ЭРВ) это не относится, т.к. такая система может регулировать степень заполнения испарителя жидким фреоном и имеет инверторное управление производительностью компрессора.

Стоит также поинтересоваться у представителей производителя или в документации, какое влияние оказывают и как учитывать количество поворотов при определении масимальной длины трассы. Не забывайте, что изгибы и повороты увеличивают эквивалентную длину трассы. Для фреона падение скорости под влиянием гидросопротивления от поворота 90 град все равно, что лишние 50..100 см трубы (в основном, это относится к впаиваемым уголкам-соединителям 90 град, плавный же поворот дает гораздо меньшее сопротивление). Некоторые производители дают рекомендации – максимальная длина трассы с поправкой на изгибы, принимая один 90 град. изгиб за 1 м трассы. То есть, если максимальная допустимая длинна трассы 15 м, а по ходу трассы имеется три 90 град. изгиба, то больше 12 м трассы делать не рекомендуется, иначе будут сложности с возвратом масла, компрессор будет тяжело.

Длинная трасса, много изгибов, повороты под 90 град, высота перепада, сварные соединения, особенно уголки 90 град – вот основные факторы, что уменьшают скорость движения фреона из-за повышения гидросопротивления, затрудняют возврат масла в компрессор (обязательно необходимо устраивать в необходимых местах маслоподъемные петли). Т.е. происходит падение ХОЛОДОпроизводительности на 5..20%, энергопотребление естественно падает тоже.
Например, бытовые системы САМСУНГ: при увеличении длины с 7,5 до 15 м производительность с 2,7 падает до 2,2 кВт, и с 3,5 — до 3,0, энергопотребление в это же время у 9-ки — с 830 до 780 Вт , а у 12-ки — с 1200 до 1030 Вт.

Помните, когда указываются параметры длинна Х метров и перепад высот Y метров, то имеется ввиду что-то одно – либо Х, либо Y, а X длинна + Y перепад = все равно что трасса длинной Х х 2, грубо говоря.

А на практике 90 % кондиционеров устанавливаются с длинной трассы 1,5..2 метра, в том числе по схеме «бутерброд», т.е. внутренний и наружный блоки расположены сразу друг за другом через стену, при этом длина трассы при таком монтаже от 80 см до 120 см.
А в курортных домиках, строительных и торговых вагончиках с тонкими стенами из металла или профлиста и того меньше – встречаются трассы 5..10 см – и работает по несколько лет нормально при полном отсутствии ухода. Критических случаев скорого выхода из строя особо не наблюдалось, но все же жизни кондиционеру это никак не продлевает, т.к. думаю, что все-таки небольшие «сгустки», состоящие из жидкого фреона, проскакивают время от времени и компрессор получает небольшие удары, так сказать «микроинсульты».

Обратное мнение — против «бубликов» и стравливания лишнего фреона

Есть и обратное мнение, что понятие минимальная длина трассы — для кого-то это повальное заблуждение и они крутят бублики позади блоков, не осознавая происходящего – их так научили, кто-то делает это, чтоб не было гидроудара, кто-то стравливает лишний фреон при короткой трассе, а для кого-то – это возможность продать клиенту лишние метры меди и заработать на этом. К тому же есть трубы, идущие в комплекте уже развальцованные и с гайками – монтажники просто не хотят отрезать заводскую вальцовку, проще трубы в бублик свернуть. В общем, мотивы у монтажников разные. Так кто же прав?

Многие считают, что лишние 100 грамм фреона в наружном блоке при короткой трассе — не критичны и гидроудара вследствие залива всаса не будет, т.к. установлен докипатель (не путать с фильтр-осушителем, он же отделитель жидкости — его назначение — фильтрация твердых частиц и влаги). И считают так не смотря на то, что во многих инструкциях заправку по весам РЕКОМЕНДУЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ С ТОЧНОСТЬЮ «+»-» 50 гр, т.е. производитель данный предел считает допустимым, безопасным для работоспособности системы.

Для излишков фреона, а также для непредвиденных ситуаций, когда фреон не выкипает в испарителе из-за высокого давления конденсации и низкой температуры в помещении (основная причина обмерзания), конструкцией кондиционера предусмотрен докипатель, установленный перед входом в компрессор. Он возьмет на себя излишек жидкости (те 64 гр при трассе 1,5 м, рассмотренные выше), ибо объем его это позволяет. Маловероятно, что жидкого фреона будет столько, что докипатель зальет через край, или он будет настолько маленький, что не будет справляться с небольшим количеством поступающего фреона. Проверить это просто – раскрыть наружный блок, и измерить объем докипателя. Исходя из объемной производительности компрессора (нужно смотреть в документации на компрессор), объема трассы и испарителя, скорости испарения фреона при данной температуре можно высчитать скорость его заполнения. По идее, именно так его емкость и должны подбирать на заводе. Хотя эта важная деталька стоит даже на самых дешевых ОЕМ made in PRС, но беспокоит вопрос — А именно так ли его подбирают и не сэкономили ли китайцы на размере этой важной детали контура? Следует относиться с осторожностью к переизбыткам фреона — береженого как говорится.

Еще один момент из термодинамики поведения фреона. При трассе 5 метров, и заправке по шильдику, в случае низкой температуре в помещении (серверная, любое изолированное помещение с минимальными теплопритоками), фреон в жидкой фазе может быть в том же месте трассы, что и при перезаправке при короткой трассе! И ничего с этим не поделаешь, т.к. температура снаружи и внутри может меняться в широких пределах.

Боитесь обмерзания испарителя из-за короткой трассы? А ведь обмерзание обмерзанию — рознь! Вопрос, при каких температурах среды и давлениях в контуре оно происходит?
Газовая труба может обмерзнуть при перезаправке около 50% от заводского веса. Но и давление при этом будет выше рабочего.
А может обмерзнуть и при норме фреона, но лишь из-за того, что температура в помещении и на улице будут низкие, либо сопротивление трубопровода большое (залом трубки), либо фильтры и фан-вентилятор грязные, либо плата «подглючивает» и фан-вентилятор не дает нужный объемный расход и т.п.
Все это к тому, что лишние 60..70 гр не вызовут обмерзание внутреннего блока! Так что крутить несколько «бубликов» меди ИМЕННО из-за борьбы с возможным обмерзанием — это сомнительный метод. Разве что скрутить 1 шт «бублик» для гашения вибраций.

На рисунке – 4 шт «бублика».

Вопрос — а не служат ли они местным гидросопротивлением, ухудшающим ток фреона и увеличивая тем самым нагрузку на компрессор?
Одно дело – скрутить «бублики» только на жидкостной трубе, чтоб скорость фреона перед испарителем снизить при работе на ХОЛОД, а если «бублики» свернуты и на газовой? Это ведь фактически маслоподъмные петли! Не будет ли в них застаиваться масло, ухудшая тем самым смазывание компрессора?
Думаю, обязательно будет. Ну, и увеличение гидросопротивления способствует уменьшению массового расхода хладагента, тем самым снижая холодопроизводительность системы. Пусть незначительно, но все это влияет на работу кондиционера, весь вопрос в том — насколько критично.

Не подлежит сомнению одна единственная истина, от которой следует отталкиваться – если придерживаться рекомендаций производителя относительно КОЛИЧЕСТВА фреона, необходимого для качественной работы, то не нужно ломать голову над всеми этими вопросами, гадая, произойдет ли что-то от 10..15% перезаправки или нет, надо ли крутить «бублики» или нет. Нужно всего лишь ОТРЕГУЛИРОВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ФРЕОНА!

Короткая трасса – есть шанс передачи вибраций по трубе, имеется факт перезаправки – пусть она небольшая, но есть. А то, насколько критична эта перезаправка, это уже другой вопрос. Понятно, что это уже аномальная ситуация и при холодной погоде шанс не полного испарения фреона увеличивается в разы, особенно на кондиционерах мощнее «12», «18».
Чем короче трасса, тем больше холодопроизводительность испарителя при прочих равных условиях, тем больше шанс обмерзания испарителя при неблагоприятных температурных режимах.

• Если в официальной документации по монтажу настенных сплит-систем нет ограничения по минимальной длине трассы, то это фактически значит, что монтировать внешний и внутренний блоки можно хоть вплотную – например, трубы внутреннего блока соединяете прямо с наружным блоком (встречалось и такое) и это не будут нарушением инструкции производителя, с гарантии за это не снимут. Но для собственного спокойствия лучше меньше 2 м трассу не делать.
• Трасса 2 м — сделать компенсирующий изгиб – это даст нам запас на перевальцовку + это же будет страховкой от вибраций и температурных деформаций. Если трубы больше осталось, а резать нет желания – один «бублик» с максимально плавным изгибом сделать и закрепить позади наружного блока, чтоб эстетику сохранить. Диаметр «бублика» не менее 120..150 мм — чем плавнее и больше диаметр, тем легче качаться фреону.
• Количество фреона в такой системе определяется методом перегрева и должно быть в норме, а не больше. Принцип, как в карточной игре в «21» – СЛАБЫЙ недобор лучше перебора.
• Если сделать один «бублик», масло застаиваться не будет, т.к. мощность компрессора (и скорость фреона как рабочего тела) рассчитана таким образом, чтоб при максимальной длине трассы или максимально допустимом перепаде высот ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЛСЯ возврат масла в компрессор. Если компрессор рассчитан на 5..7 м трассу (сколько там по паспорту), то наличие «бублика» при трассе 2..3 м не составит препятствия и масло продавится 100%. Хотя, кольцо – это элемент гидросопротивления для тока фреона.
• Чтобы не иметь проблем с гарантией от официального сервиса, заглядывайте в руководство по монтажу и смотрите рекомендуемую длину трассы. Если таковых параметров производителем не обозначено, то трассу все равно для собственного спокойствия лучше сделать 3 м – тогда 100% не придерешься по гарантии, и вибрации погасятся, и длина трубы есть, чтоб фреон притормозил и успел испариться до попадания в компрессор. Лишнюю трубу, если лень обрезать кусочек — опять же плавный компенсирующий изгиб позади блока (чтоб не нарушать эстетику монтажа).
• РЕКОМЕНДУЕТСЯ не приближаться к пограничным параметрам длины трассы и перепадов высот – будете спать спокойнее.
• Очень немаловажно – подбор соответствующей холодопроизводительности, чтоб она перекрывала теплопритоки, испаритель должен быть соответствующего размера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *