Что характеризует цетановое число
Перейти к содержимому

Что характеризует цетановое число

  • автор:

Цетановое число

Цетановое число — характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.

Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с α-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0).

Когда дизельное топливо характеризуется такой же воспламеняемостью, определённой на опытном двигателе (ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165, ГОСТ 3122), что и модельная смесь этих двух углеводородов, цетановое число данного топлива считается равным % доли цетана в этой смеси. Чем оно больше, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии.

Оптимальную работу стандартных двигателей обеспечивают дизельные топлива с цетановым числом 40—55. При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка воспламенения (время между началом впрыска и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя. Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 40—45, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 45—50. Согласно российским стандартам, цетановое число летнего и зимнего дизтоплива должно быть не менее 45 единиц. Кроме того, технические условия для зимних сортов с депрессорными присадками разрешают выпуск арктического топлива с цетановым числом не менее 40.

Премиальное дизельное топливо более лёгкое, содержит больше легковоспламеняющихся лёгких фракций и поэтому более пригодно для запуска двигателя в холодную погоду, кроме того, отношение водорода к углероду в лёгких фракциях выше, поэтому при сгорании такого дизельного топлива образуется меньше дыма.

При цетановом числе больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает дымность выхлопных газов, повышается расход топлива.

В некоторой степени цетановое число зависит от группового состава топлива (доли парафинов, олефинов, нафтенов, ароматики). Парафины, способные к самовоспламенению при низких температурах, являются полезным компонентом дизельного топлива.

Измерение цетанового числа

Цетановое число, определённое на опытном двигателе (ASTM D 613, EN 5165, ISO 5165) являлось единственным надёжным методом определения качества дизельного топлива. В России разрешалось также использовать ГОСТ 3122, в котором добавлялась отечественная установка ИДТ-90, не прошедшая международных испытаний на воспроизводимость результатов. На основе результатов истинных определений цетанового числа топлива производилась калибровка так называемых неарбитражных приборов для экспресс определения цетанового числа. В основном это различного рода инфракрасные спектрометры. С 2009 года в EN590 и соответствующий российский ГОСТ Р 52368-2005 вводится ещё один моторный метод — метод задержки самовоспламенения EN 15195 (ГОСТ Р ЕН 15195-2011), который показывает хорошую сходимость со старым методом при улучшении точности, воспроизводимости и сокращении теста до 20 мин. Основной проблемой измерения цетанового числа немоторными методами является сильное влияние состава дизельного топлива. То есть моторный метод (включая ГОСТ Р ЕН 15195-2011) одинаково правильно определяет цетановое число любых видов топлива, а все экспресс анализаторы необходимо перекалибровывать при переходе, допустим, от классической солярки к биодизельному топливу.

Ссылки

  • Цетановое число
  • ГОСТ 305-82. Топливо дизельное
  • Цетановое число, способ измерения

См. также

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.
  • Викифицировать статью.

Цетановое число дизельного топлива

Про октановое число бензина знает почти каждый владелец автомобиля, катера или иного любого агрегата, снабженного бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Любой далекий от техники человек слышал, что 92-й или 95-й бензин уж

точно лучше 76-го. Какой-нибудь дорогой автомобиль, будучи заправленным 76-м бензином, сразу станет слабым и немощным, начнет «чихать и плеваться» дымом. Однако, авто сразу станет сильным и мощным, едва перейдя на высокооктановое топливо. А вот автовладелец или мотолюбитель пограмотнее знает, что октановое число бензина обозначает допустимую степень сжатия двигателя, способного качественно работать на топливе определенной марки.

«Качественно работать» означает отсутствие детонационного или взрывообразного сгорания в двигательных цилиндрах. Повышать степень сжатия, необходимую для обеспечения больших мощностей и топливной экономичности, невозможно без негативных последствий. Максимальные величины давления сжатия и сгорания растут, приводя к расщеплению молекул топлива в цилиндрах двигателя и образованию в большом количестве свободных радикалов, которые, сгорая, действуют как взрывчатое вещество.

Так же протекает и процесс взрывного горения в двигателях при работе их на дизтопливе, имеющем недостаточно высокое цетановое число, которое, как известно, характеризует так называемый период задержки воспламенения между началом подачи дизтоплива и началом его горения.

Если бы дизтопливо вступало в реакцию с кислородом воздуха по мере его подачи, то движок работал бы мягче, нагрузки на поршни и кривошипно-шатунный механизм стали бы ниже, а ресурс дизеля вырос бы. Так и происходит в малооборотных дизелях, где достаточно времени для процесса сгорания, а температура и давление в цилиндре относительно невысоки. Новые порции дизтоплива, подающиеся в уже развившийся фронт пламени, сгорают сразу в момент поступления, поэтому узлы двигателя не испытывают ударных нагрузок. Поэтому требования к цетановому числу в этом случае невысоки.

Но все иначе происходит в быстроходном двигателе, поэтому именно до покупки дизтоплива для такого двигателя нужно обязательно поинтересоваться цетановым числом топлива. Пятьдесят-шестьдесят оборотов в секунду, совершаемые коленвалом автомобильного дизеля, оставляют на полный цикл сгорания совсем мало времени, поэтому минимальный период задержки воспламенения очень важен. Частицы дизтоплива, оказавшись в сжатом раскаленном воздухе, проходят несколько стадий горения, первая из которых – беспламенное окисление. Именно здесь и образуются подвижные свободные радикалы. Новые порции дизельного топлива поступают в цилиндр, воспламеняемый материал накапливается и в итоге – взрыв. Так происходит, пока двигатель не выйдет из строя или не будет остановлен. Но защита от такой напасти имеется – требуется лишь сократить время подачи первичных порций дизельного топлива, не дать развиться ударной волне в камере сгорания дизеля. Для решения задачи следует обеспечить необходимое цетановое число, соблюдя оптимальный фракционный состав дизельного топлива и обеспечив в нем наличие специальных топливных присадок.

Ещё интересное по теме:

  • Это интересно
  • Анализы дизтоплива
  • БИОТОПЛИВО дизельное
  • Несоответствие параметров дизтоплива
  • Проверка качества дизтоплива
  • Используем летнее топливо зимой

Цетановое число – что это?

Цетановое число – что это?

Цетановое число характеризует способность топлива к самовоспламенению или воспламенению. Рассчитывается коэффициент следующим образом: специалисты замеряют временной промежуток, проходящий между моментом поступления топлива в цилиндр двигателя и моментом возгорания. Чем меньше потребуется времени до воспламенения дизеля, тем легче начинает работать мотор. Кроме того, уменьшается промежуток «белого дымления».

В компании “ОФПТК” вы можете купить оптом топливо по цене, ниже среднерыночной , не беспокоясь за качество горючего.

Что означает цетановое число топлива

Цетановое число топлива характеризует фракционную структуру в нем разнообразных углеводородов. Более высокое значение ускоряет работу мотора и увеличивает его мощность. По этой причине изготовители ДТ для увеличения данного показателя используют присадки. (Читайте подробнее о цетаноповышающих присадках .) К последним относятся изопропил, циклогексилнитрат и прочие. Они позволяют повысить величину ЦЧ на 2-7 единиц. Дальнейшее повышение не проводится, так как это приведет к понижению других показателей дизеля.

Чем отличается цетановое число от октанового?

Цетановое число — показатель воспламеняемости бензина, а октановое определяет детонационную устойчивость горючего.

Почему стоит знать, что такое цетановое число?

Что характеризуется цетановым числом ? Этим показателем определяется экологичность дизеля: наличием тех или иных углеводородов, которые влияют на качество продукта. Так, высокое содержание парафиновых углеводородов способствует быстрому воспламенению дизеля, а увеличение ароматических углеводородов провоцирует обратный процесс.

Если рассматриваемое значение ниже 40, мотор будет работать на холостом ходу. Кроме того, вы услышите свойственный «дизельный стук». При этом все трущиеся механизмы будут работать с повышенной нагрузкой, что приведет к их быстрому износу. Мотор эксплуатируется в обычном порядке, если значение ЦЧ не выходит за следующие пределы:

  • свыше 40 для грузовиков;
  • свыше 55 для легковых авто;
  • не более 20 для большегрузных судов.

Зимние марки дизеля имеют более высокое значение рассматриваемого показателя, если топливо сравнивать с летним. Благодаря этому, в зимний период запуск мотора сильно облегчается.

Чем опасно высокое цетановое число?

ЦЧ не должно превышать показатель в 60 единиц. Нормальное ЦЧ горючего колеблется в районе 50 единиц, повышение же его может грозить снижением мощности двигателя и его поломкой. Не сгоревшие молекулы горючего будут образовывать нагар на стенках двигателя и закоксоваться со временем.

Теперь, когда вы узнали, что означает цетановое число дизельного топлива , вы можете сами увеличить ЦЧ. Помогут в этом присадки. Большинство автолюбителей со стажем заботятся об их наличии в автомобиле. Так можно избежать вероятных проблем во время поездки, если пришлось купить некачественный дизель.

Цетановое число — что это?

ДТ Евро Сорт С

Понижение цен на оптовом топливном рынке в декабре 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на АИ 92, АИ 95, ДТЗ кл.1: Аи.

Прайс Газпром с 20.12. Москва (ДТF -900)

  • 20 дек 2023

Понижение цен на оптовом топливном рынке в декабре 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на ДТF: ДТF -900.

Прайс Газпром с 16.12. Москва (АИ95 -1800; АИ92 -900; ДТЗ кл.1 -3000)

  • 18 дек 2023

Понижение цен на оптовом топливном рынке в декабре 2023г. Газпромнефть Москва меняет цены на АИ 92, АИ 95, ДТЗ кл.1: Аи.

Просмотров: 3 013
04.12.2020 17:05

Цетановое число — один из основных параметров дизельного топлива, характеризующий воспламеняемость. Показатель определяет промежуток времени (задержку) между впрыском топливной смеси в цилиндр и началом горения. Чем больше цетановое число, тем короче задержка и ровнее сгорает топливо.

Происхождение термина и методы испытаний

Термин появился благодаря тому, что в качестве эталона для определения этого показателя используется углеводород цетан (C16H34). Его цетановое число принимается за 100. При испытаниях дизельного топлива его воспламеняемость сравнивается с воспламеняемостью смеси цетана и других углеводородов (α-метилнафталином, изоцетаном). Цетановое число исследуемого топлива равно процентному содержанию цетана в эталонной смеси с такой же задержкой горения. Испытания проводятся с использованием опытного двигателя. Также существуют «немоторные» способы исследований: применение камеры постоянного объема (прямое определение задержки воспламенения), анализ компонентного состава с помощью инфракрасного спектрометра (непрямое определение).

Цетановое число

Применение на практике

Большинство современных дизельных двигателей рассчитаны на топливо с цетановым числом в пределах 40 55 единиц. Выход за этот диапазон чреват проблемами:

  • при слишком низком значении (ниже 40) возрастает задержка воспламенения, падает мощность и увеличивается износ двигателя;
  • повышенная скорость воспламенения (выше 55) также нежелательна. Такое горючее сгорает не полностью, увеличивается дымность и расход.

Согласно отечественным стандартам (ГОСТ Р 52368-2005, ГОСТ 32511-2013), минимальное цетановое число летнего и зимнего дизельного топлива должно составлять не менее 48 единиц. Минимальный показатель в соответствии с экологическими стандартами, начиная с «Евро-3», — 51 единица.

Конкретный показатель цетанового числа в основном зависит от фракционного состава топлива: количества парафинов, олефинов, ароматических углеводородов и т. д. Более легкие парафиновые фракции воспламеняются быстрее, тяжелые ароматические — медленнее. Премиальное топливо содержит больше легких фракций и обладает цетановым числом в пределах 51 55 единиц.

Повышение данного показателя также возможно за счет добавления различных присадок. Как правило, это азот- или кислородсодержащие органические соединения, вызывающие реакции предпламенного окисления углеводородов.

Вас может занитересовать:

  • Арктическое дизельное топливо: особенности, сфера применения, характеристики
  • Как используется авиационное дизельное топливо?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *