Какое расстояние между рельсами
Перейти к содержимому

Какое расстояние между рельсами

  • автор:

Почему ширина колеи 1520 мм?

Выбор ширины колеи железной дороги Петербург – Москва волею исторической судьбы стал одним из рубежных моментов летописи России. Казалось бы – расстояние между рельсами – что такого? Однако именно определение этого обстоятельства имело гораздо большее значение и смысл, чем просто инженерный расчет или прямая случайность.

Для строившейся первой железнодорожной магистрали, настоящей, а не прогулочной железной дороги Петербург – Москва нужно было заказать подвижной состав. Исторической заслугой Николая I стало то, что он твердо, по рекомендации инженера Павла Мельникова, взял курс на производство локомотивов и вагонов отечественными силами.

Но здесь нужно было выбрать и ширину колеи, которая, в свою очередь, определила бы расстояние между колесами локомотива, а значит, и его размер, а значит, и возможные параметры мощности и вместимости. Проще всего было выбрать колею, уже существовавшую в Европе – 1435 мм, то есть 4 фута и 8,5 дюймов. Но царь пророчески не захотел общую колею с Европой, к тому же при такой колее размеры (габарит) подвижного состава оказался бы ограниченным. Колея 6 футов была слишком широкой, излишне громоздкой, требующей дополнительных неоправданных расходов.

Консультировал строительство магистрали американский инженер Джордж Вашингтон Уистлер. Он и подсказал потребную для России, поразительно предвидев масштаб и особенности перевозок при ее пространстве, ширину колеи в 5 футов, то есть 1524 мм. Мельников принял его выбор и поддержал перед государем, который согласился с этим. Но в инженерной политике Уистлера, помимо великолепного стратегического расчета, содержался, как у всякого американца, и коммерческий смысл: ведь именно 5 футов – такая ширина колеи была на линии Балтимор-Огайо, на которой служил Уистлер – и он не мог не предвидеть возможные закупки Россией подвижного состава с его дороги. Кстати, множество инженерных идей Уистлера реализовалась в первых русских паровозах и вагонах, которые строились с ориентацией на американское локомотивостроение.

Выбор колеи оказался для России спасительным, по меньшей мере дважды – в Первую и Вторую мировую войну. Если бы гитлеровские полчища устремились бы в Россию прямым ходом, исторический результат мог бы быть весьма непредсказуемым.

И сегодня колеи почти в 5 футов достаточно для обеспечения любых видов перевозок по России. Разве что она стала на 4 мм короче. Смысл этого уменьшения весьма дискуссионен, но факт остается фактом. За нынешние 1520 мм мы должны быть благодарны великим транспортникам прошлого, включая Николая I.

Почему в Европе расстояние между рельсами на 12 см. шире, чем в России?

Надо сказать, что вокруг ширины железнодорожной колеи существует огромное количество исторических мифов и анекдотов, некоторые из них откровенно неприличные. Однако есть официальная версия, которой придерживаются железнодорожные историки.

По словам директора Музея Московской железной дороги Александра Бочкова, железную дорогу в Европе, а затем и в Америке проектировали на основе трамвайных путей. Стандартное расстояние между рельсами трамвайной дороги составляет как раз 1435 миллиметров, или 4 фута 8,5 дюйма.

Это связано с тем, что первые трамваи в Англии производились на том же заводе, на котором делали конки. А длина оси конки составляла 4 фута 8,5 дюйма.

Изначально конки делали с таким расчетом, чтобы их колеса попадали в уже имеющиеся колеи на английских дорогах (таким образом колеса конки меньше изнашивались) . А расстояние между колеями по всей Англии – именно четыре фута и восемь с половиной дюймов. Эта ширина колеи берет начало в глубокой древности: первые дороги в Великобритании прокладывали римляне, а точнее, их боевые колесницы. Длина оси римской колесницы составляла все те же 4 фута 8,5 дюйма.

Применить такую ширину колеи для железных дорог предложил Джордж Стефенсон, руководивший постройкой первой паровой железной дороги Ливерпуль – Манчестер. Подвижной состав для нее заказывали на ближайшей каретной фабрике. Понятно, что ширина каретной колеи была стандартной для британских дорог.

Колея в России на 85 мм шире, чем в большинстве остальных стран. Первая русская железная дорога, Царскосельская, имела колею 1830 мм. В начале 1840-х годов в России началась подготовка к строительству нескольких железных дорог. Как пишет в своих воспоминаниях известный российский экономист и политик граф Сергей Витте, большинство европейских дорог уже имели колею 1435 мм, но очень многие считали «стефенсоновскую» колею недостаточной для получения высокой скорости и должной устойчивости. Активно выступили за увеличение ширины железнодорожной колеи полковник Крафт и подполковник Мельников, приехавшие из Америки, где они изучали железные дороги. По их настоянию из Америки пригласили инженера Уистлера, ярого сторонника широкой колеи. Он убедил Техническую комиссию Ведомства путей сообщения принять размер 6 футов (1520 мм) . Большинство членов комиссии (7 из 9) высказались за 6 футов. 14 февраля 1842 года последовало высочайшее утверждение решения комиссии. Таким образом, Россия установила у себя ширину колеи, принятую лишь на нескольких дорогах США. Большинство американских железных дорог уже тогда имело «стефенсоновскую» колею 1435 мм.

Немаловажную роль в этом решении сыграли соображения оборонительного характера: предполагалось таким образом не дать возможности неприятелю воспользоваться местными железными дорогами.

Действительно, в годы Отечественной войны немцы имели большие трудности на оккупированных территориях с паровозо-вагонным парком и организацией транспортных перевозок. Зато когда русская армия воевала за границей (русско-турецкая война 1870-х годов) , трудности были уже у нас.

Какое расстояние между рельсами

Я решил симулятор трамвая написать! Уже много с чем разобрался, но не знаю, какое должно быть расстояние между рельсами. (и на одном пути, и между соседними путями). Первый трамвай, который я собираюсь делать — ЛВС-86. Буду благодарен за помощь в создании модели трамвайных путей.

Re: кое что есть тут +++
Maljorka 27.07.2006 17:58
Re: Какое расстояние между трамвайными рельсами? (+ создание симулятора трамвая)
aos1986 27.07.2006 21:41
Если вы говорите о колее, то стандартная для России – это 1522 мм.
Re: Какое расстояние между трамвайными рельсами? (+ создание симулятора трамвая)
Krolikov 27.07.2006 21:50

> Если вы говорите о колее, то стандартная для России – это 1522
> мм.

Если уж придерживаться такой точности, то 1524 мм, или ровно 5 футов.

Re: Какое расстояние между трамвайными рельсами? (+ создание симулятора трамвая)
Sturmovik 28.07.2006 00:38
Есть еще узкоколейные, там 1000 мм.
Большое спасибо за ссылки, правда моделей рельсов я там не нашел. (-)
Александр Сластенин 28.07.2006 00:43
Большое спасибо за ссылки, правда моделей рельсов я там не нашел.
Re: Большое спасибо за ссылки, правда моделей рельсов я там не нашел.
Krolikov 28.07.2006 00:49

Александр Сластенин писал(а):

> Большое спасибо за ссылки, правда моделей рельсов я там не
> нашел.

Загляните на многочисленные сайты, посвященные игре MSTS.

Re: Какое расстояние между трамвайными рельсами? (+ создание симулятора трамвая)
Александр Сластенин 28.07.2006 00:57

> Если вы говорите о колее, то стандартная для России – это 1522
> мм.

Да, я говорю в основном о колее. А еще хотелось бы узнать, какое бывает расстояние между соседними путями?

Re: СНиПовские нормы. (+)
Ушелец 28.07.2006 09:54

СНиП 2.05.09-90 ТРАМВАЙНЫЕ И ТРОЛЛЕЙБУСНЫЕ ЛИНИИ.
Несколько пунктов из главы 2. ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИ И ОБУСТРОЙСТВА. ГАБАРИТЫ (Там ещё есть несколько пунктов, но для начала хватит).

2.1. Расстояние между осями смежных трамвайных путей на прямых участках должно обеспечивать необходимые зазоры безопасности:
между трамвайным вагоном и опорой контактной сети, расположенной в междупутье, — не менее 300 мм;
между трамвайными вагонами (при отсутствии опор контактной сети в междупутье) или трамвайным вагоном и экипажем другого вида транспорта как на прямых, так и на кривых участках пути — не менее 600 мм.
В начале и конце кривых и в трамвайных узлах величину зазора безопасности допускается уменьшать до 300 мм на протяжении не свыше 20 м.

2.2. Расстояние между осями смежных трамвайных путей (на прямой) должно составлять, мм:
при боковом размещении опор контактной сети . 3200
при установке опор контактной сети в междупутье . 3700
Если опоры контактной сети имеют ширину 350 мм и менее, допускается уменьшить ширину междупутья до 3550 мм.

В Москве и Ленинграде, в виде исключения, допускается принимать ширину междупутья 3148, 3424 и 3758 мм.

При строительстве трамвайных путей с применением путеукладочных механизмов железнодорожного типа ширину междупутья можно увеличивать до 4100 мм.

Расстояние между осями смежных трамвайных путей скоростного трамвая, располагаемых на путепроводах, мостах, эстакадах и в тоннелях, следует принимать по ГОСТ 23961-80.

Re: Большое спасибо за ссылки, правда моделей рельсов я там не нашел.
Сергей Орлов 28.07.2006 23:26

Александр Сластенин писал(а):

> Большое спасибо за ссылки, правда моделей рельсов я там не
> нашел.

Не там смотрели 🙂 Наш главный ресурс по MSTS: http://www.trainsim.ru/

На сайте MSTS.RU на форуме обсуждалось трамвайное моделирование. Посмотрите там. И еще вагон ЛМ-68М есть в виде 3D. Координат автора нет сейчас под рукой. Поищите в яндексе. Гдето это проскальзывало.

Загляните на сайт http://www.the-train.de/ Там по трамваям много и нтересного. И подвижной состав и маршруты. Есть еще много чего интересного по трамваям. Пожалуйста, воспользуйтесь поиском в данном форуме! Много раз уже эта тема возникала.

Сообщение изменено (28-07-06 23:29)

Ширина железнодорожной колеи

Важнейшим параметром железнодорожной колеи является её ширина – расстояние между гранями головок рельсов в точках наиболее вероятного контакта с гранями гребней колёс (примерно в 13-ти миллиметрах ниже верхней грани рельса). По этому параметру все железнодорожные колеи делятся на:

  • нормальные (шириной 1435 миллиметров);
  • широкие (более 1435 миллиметров);
  • узкие (менее 1435 миллиметров).

Европейская колея

Наибольшее распространение получила нормальная ширина колеи, принятая в подавляющем большинстве стран Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки, а также в Китае, Австралии и некоторых государствах Южной Америки. В общей сложности доля колеи 1435 миллиметров составляет 60% от общей протяжённости железных дорог.

Эта ширина колеи была принята при разработке проекта первой пассажирской линии Манчестер – Ливерпуль. А выбрана она была как самая малая из всех предложенных, так как для её постройки не требовалось перестраивать уже существовавшие на то время мосты и насыпи.

Русская колея

На втором месте по распространённости стоит так называемая «русская колея» 1520/1524 мм, применяемая на 17% железных дорог мира. При строительстве железной дороги Москва – Санкт-Петербург ширина колеи была принята ровно 60 дюймов (1524 мм).

Причина такого выбора достоверно не известна. Наиболее вероятной версией является предположение, что именно с такой колеёй были знакомы американские консультанты и русские инженеры, посетившие южные штаты США, где в то время использовался именно этот стандарт. Также есть версия, что император специально распорядился делать колею не такой, как в Европе, чтобы в случае иностранного вторжения нападавшая сторона не могла пользоваться собственным железнодорожным транспортом. С тех пор именно этот стандарт применяется во всех странах бывшего Советского Союза, в Монголии и Финляндии.

В 70-х годах XX-го века все ж/д дороги Советского Союза стали перешивать на колею 1520 мм, считалось, что таким образом можно повысить скорость передвижения составов без их модернизации. А вот железные дороги Финляндии остались на старом стандарте – 1524 мм, к нему же вернулись и ж/д дороги Эстонии после обретения независимости.

Капская колея

На третьем месте по распространённости стоит колея 1067 мм, нашедшая широкое применение в Капской колонии Британской империи. В наше время такая колея применяется в железнодорожном сообщении стран Центральной и Южной Африки, Тайваня, Филиппин, Индонезии и Новой Зеландии. Её доля составляет 9% от общемировой длины железных дорог.

Железные дороги с другой шириной колеи (Метровая, Индийская, Иберийская, Ирландская) имеют ещё меньшее распространение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *